Инновационная и проектная деятельность
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима подготовка воспитателя, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, педагоги нашего образовательного учреждения систематически повышают свою квалификацию на различных курсах.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Приоритетным направлением нашего образовательного учреждения является экологическое образование детей дошкольного возраста основана на интеграции пяти образовательных областей.
научные руководители:
Ворошилова Валентина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ
Абрамова Надежда Леонидовна кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ
научный руководитель направления д.п.н. профессор Сикорская Галина Петровна
Познавательное развитие
Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Дошкольное учреждение как информационно-культурная и образовательная структура способна реализовать основные принципы устойчивого развития и стать действующей моделью по формированию основ экологической культуры дошкольников.
Технология экологического образования детей дошкольного возраста направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизацию развивающей предметной пространственной среды, а также на формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.
Педагогами нашего учреждения используются следующие формы образовательной деятельности: проектная деятельность, опытно-эксперементальная, познавательно-исследовательская деятельность, игра- экспериментирование, проблемная ситуация, экскурсии и другие.
Проектная деятельность по познавательному развитию (см. далее)
Художественно -эстетическое развитие
В данной области предполагается развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. В детском саду значимое место занимает технология художественной репрезентации природных объектов она заключается в формировании у детей мыслеобразов природных объектов средствами искусства.
При реализации данной технологии в образовательном процессе в период детства неоценимы по своей эффективности театрализованные постановки сказок экологического содержания. Творческой группой педагогов совместно с родителями воспитанников, был создан мини- музей «Русская изба». Технология «музейной педагогики» область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности, к культуре наследию человечества, к предметам искусства.
Данный проект является действующим модулем развивающей предметно-пространственной среды, средствам индивидуализации образовательного процесса, позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения.
Педагоги в нашем детском саду используют игровые педагогические технологии. Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Для реализации этой области коллектив педагогов и родители (законные представители) воспитанников пополнили развивающую предметно- пространственную среду мини- музея «В гостях у Папы Карло», где дети могут познакомиться со старыми забытыми профессиями: плотник, столяр, резчик по дереву. Деревянные изделия, которые представлены на экспозиции, не только можно, но и нужно брать в руки рассматривать их, узнавать их историю происхождения.
В своей работе педагоги используют интересные формы работы для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости у детей «Дерево эмоций», для организации учебного материала «Лэпбук» -«Мой Урал» в котором хранится интересный и познавательный материал о нашем родном крае.
Физическое развитие
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Тема здоровья подрастающего поколения в последние годы наиболее обсуждаема в нашей стране. Усилия сотрудников нашего детского сада в настоящее время сосредоточены на улучшении дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно, что эти проблемы являются приоритетом в программе модернизации Российского Образования. Одним из средств решения проблем, становятся здоровьесберегающие технологии (проектная деятельность, использование ИКТ технологий).
Целью организации образовательной деятельности в нашем учреждении на основе здоровьесберегающих технологий является создание образовательной среды для развития познавательной и двигательной активности детей, которая способствует духовному, нравственному, физическому развитию и социализации воспитанников.
Речевое развитие
Направлено на овладение речью, как средством общения и культуры. Интересной находкой в реализации образовательной области «Речевое развитие» является метод наглядного моделирования основанный на ТРИЗ технологии, успешно используемый нашими педагогами. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Для развитие всех компонентов устной речи, развития мышления, памяти, внимания, педагоги оформили игровые центры (центр сенсорного развития, центр настольно печатных, и развивающих игр, центр книги) одним из интересных центров развития является центр по мелкой моторике. Таким образом, использование этих технологий в комплексе дает хороший результат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.
Взаимодействие с родителями
Организация воспитательно-образовательного процесса строится по 3 направлениям: совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей и сотрудничество с родителями (законными представителями).
В рамках сотрудничества с родителями воспитанников для повышения уровня их педагогической компетенции используем традиционные формы работы (родительские собрания, индивидуальное консультирование) и разнообразные методы активизации (спортивно-развлекательные досуги). В целях приобретения воспитанниками позитивного социального опыта детский сад организует мероприятия социальной направленности. Очень важным элементом является вовлечение в работу всех участников образовательного процесса.
Родители воспитанников охотно включаются в жизнь детского сада. Это и тематические выставки продуктов детского творчества детей и родителей, участие в конкурсах и акциях проводимых на различных уровнях, игра «Что, где, когда?», помощь в создании мини-музеев, участие в подготовке тематических проектов, праздников, вечеров досуга, совместный выпуск газет и книг.